Консультации по бухучету и налогообложению

"Гений - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться." И.Кант

18 марта 2024

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О налоге на прибыль с доходов, полученных иностранной организацией от выполнения работ (оказания услуг) на территории РФ взаимозависимому лицу.

Ответ:

Порядок налогообложения доходов иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), исходя из положений которых иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, признается налогоплательщиком налога на прибыль организаций и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающим доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, в валюте выплаты дохода.

Согласно подпункту 9.4 пункта 1 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от выполнения работ (оказания услуг) на территории Российской Федерации взаимозависимому лицу, определяемому в соответствии со статьей 105.1 Кодекса, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации.

В целях подпункта 9.4 пункта 1 статьи 309 Кодекса работы считаются выполненными (услуги считаются оказанными) на территории Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Место осуществления деятельности такого покупателя определяется по месту государственной регистрации организации (месту нахождения постоянного представительства, если работы выполнены (услуги оказаны) постоянному представительству).

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от реализации товаров, иного имущества (кроме указанного в подпунктах 5, 6 и 9.1 пункта 1 статьи 309 Кодекса), имущественных прав (за исключением указанных в подпункте 9.2 пункта 1 статьи 309 Кодекса), от выполнения работ (оказания услуг) (за исключением указанных в подпункте 9.4 пункта 1 статьи 309 Кодекса) на территории Российской Федерации, не подлежат обложению налогом у источника выплаты, если такая деятельность не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса.

Вместе с тем в силу норм статьи 7 Кодекса налогообложение доходов иностранных компаний, получаемых от источников в Российской Федерации, осуществляется с учетом положений соглашений Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, заключенных с иностранными государствами (в случае наличия).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.02.2024 N 03-08-05/14424

Вопрос:

О налоге на прибыль при выкупе организацией-эмитентом собственных облигаций с дальнейшим их повторным размещением на вторичном рынке или погашением.

Ответ:

В соответствии со статьей 17.2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" эмитент вправе, а в случаях, предусмотренных решением о выпуске облигаций, обязан приобретать размещенные им облигации.

Для целей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организация-эмитент, приобретая и реализуя собственные ценные бумаги на вторичном рынке, определяет результат, который учитывается при налогообложении налогом на прибыль в соответствии с положениями статьи 280 НК РФ. Так, согласно пунктам 2 и 3 статьи 280 НК РФ доходы налогоплательщика от операций по реализации определяются, в частности, исходя из цены ценной бумаги. При этом расходы налогоплательщика при реализации ценных бумаг определяются, в частности, исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение) и затрат на ее реализацию.

Следовательно, налоговая база в случае выкупа организацией-эмитентом собственных облигаций с дальнейшим их повторным размещением на вторичном рынке определяется в момент реализации (вторичного размещения) таких ценных бумаг.

В случае если выкупленные эмитентом собственные облигации не размещаются повторно, а погашаются, средства, направленные эмитентом на досрочный выкуп таких облигаций в части номинальной стоимости, не учитываются в составе расходов на основании пункта 12 статьи 270 НК РФ.

При этом, поскольку денежные средства, полученные эмитентом от размещения собственных облигаций, а также денежные средства, выплаченные в счет погашения таких облигаций, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций у эмитента (подпункт 10 пункта 1 статьи 251 НК РФ и пункт 12 статьи 270 НК РФ), убыток, полученный эмитентом при погашении собственных облигаций, не учитывается в целях налогообложения прибыли.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.02.2024 N 03-03-06/2/13712

Вопрос:

О приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.

Ответ:

Согласно пункту 7 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций, таких переводов и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, решения налогового органа об отмене приостановления переводов его электронных денежных средств, если иное не предусмотрено статьей 76 Кодекса (пункт 7 статьи 76 Кодекса).

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется в случаях, указанных в пункте 3.1, абзаце втором пункта 3.2, пункте 7 статьи 76 Кодекса и в пункте 10 статьи 101 Кодекса, а также по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами. В случае если отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, принятие налоговым органом решения об отмене приостановления таких операций не требуется (пункт 9.1 статьи 76 Кодекса).

Положения вышеуказанного пункта статьи 76 Кодекса применяются также в случае приостановления переводов электронных денежных средств налогоплательщика-организации (пункт 9.3 статьи 76 Кодекса).

Возобновление банком расходных операций по счету (счетам) налогоплательщика-организации осуществляется не позднее одного дня, следующего за днем размещения в реестре решений о взыскании информации о формировании положительного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика, либо не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт уплаты задолженности (пункт 8 статьи 76 Кодекса).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.02.2024 N 03-02-08/13690

Вопрос:

О начислении амортизации в целях налога на прибыль; о вычете НДС при неиспользовании приобретенных товаров (работ, услуг) в операциях, подлежащих налогообложению.

Ответ:

В целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (пункт 1 статьи 252 Кодекса).

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 253 Кодекса суммы начисленной амортизации относятся к расходам, связанным с производством и реализацией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Кодекса амортизируемым имуществом для целей налога на прибыль организаций признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса) и используются им для извлечения дохода. Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Пунктом 1 статьи 257 Кодекса установлено, что под основными средствами в целях главы 25 Кодекса понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Учитывая изложенное, в отношении имущества, не соответствующего критериям амортизируемого имущества, амортизация не начисляется.

По вопросу налога на добавленную стоимость сообщается, что согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 171 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В связи с этим в случае если приобретенные товары (работы, услуги) не используются налогоплательщиком для осуществления операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, то оснований для вычета сумм налога, предъявленных при их приобретении, не имеется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.02.2024 N 03-03-06/1/13743

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах с выплат физлицам по договорам субподряда, заключаемым с иностранной организацией в целях выполнения работ (оказания услуг) для российской организации - заказчика.

Ответ:

В общем порядке налогообложение доходов физических лиц осуществляется в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).

Согласно статье 209 Налогового кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками - налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, только от источников в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса, в частности, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Налогового кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.

Указанные российские организации именуются в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса налоговыми агентами.

Пунктом 2 статьи 226 Налогового кодекса установлено, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии со статьей 226 Налогового кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 Налогового кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 Налогового кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 226.2, 227 и 228 Налогового кодекса.

Соответственно, если организация признается налоговым агентом, она обязана применять положения статьи 226 Налогового кодекса.

Что касается обложения страховыми взносами, то исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 419 и статьи 420 Налогового кодекса плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования - от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) и от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), в том числе организации, с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с указанными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, международные компании, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

При этом исходя из положений статьи 2 и пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 167-ФЗ, части 2 статьи 1.1 и части 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ, пункта 2 статьи 2 и статьи 10 Федерального закона N 326-ФЗ и пункта 1 статьи 7 Налогового кодекса иностранные граждане, не пребывающие и не проживающие на территории Российской Федерации, к застрахованным лицам по обязательному социальному страхованию в Российской Федерации не относятся, и, следовательно, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в их пользу, обложению страховыми взносами не подлежат, если международным договором Российской Федерации не установлены иные правила.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.02.2024 N 03-15-06/13072

Вопрос:

Об НДС при передаче имущества, в том числе ОС, в безвозмездное пользование профсоюзной организации.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в целях главы 21 Кодекса передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Пунктом 2 статьи 146 Кодекса определен перечень операций, не являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Так, в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 146 Кодекса не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления и органам публичной власти федеральной территории "Сириус", а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

При этом услуги по передаче в безвозмездное пользование имущества, в том числе основных средств, первичной профсоюзной организации, зарегистрированной в качестве юридического лица, в вышеуказанный перечень не включены и, соответственно, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.02.2024 N 03-07-11/12991

Вопрос:

О признании банком задолженности по уплате процентов сомнительным долгом в целях налога на прибыль с 01.01.2024.

Ответ:

Критерии отнесения задолженности к сомнительной для целей формирования резерва по сомнительным долгам установлены в пункте 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). В частности, сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 266 Кодекса в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) для налогоплательщиков-банков сомнительным долгом также признается задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2015 года, по долговым обязательствам любого вида (за исключением задолженности, образовавшейся в 2022 и 2023 годах, по долговым ценным бумагам, указанным в подпункте 14.1 пункта 4 статьи 271 Кодекса), в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, вне зависимости от наличия залога, поручительства, банковской гарантии.

При этом, как указано в пункте 16 статьи 4 Закона N 323-ФЗ, положения абзаца второго пункта 1 статьи 266 Кодекса (в редакции Закона N 323-ФЗ) применяются по 31 декабря 2023 года включительно и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года (пункт 6 статьи 4 Закона N 323-ФЗ).

Таким образом, с 1 января 2024 года абзац второй пункта 1 статьи 266 Кодекса в редакции Закона N 323-ФЗ прекращает действие и применяется редакция данного положения, действовавшая до принятия Закона N 323-ФЗ.

Следовательно, с 1 января 2024 года для банков сомнительным долгом признается задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2015 года, по долговым обязательствам любого вида.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.02.2024 N 03-03-06/2/11404

Вопрос:

О налоге на прибыль при изъятии и реализации имущества, находящегося в оперативном управлении.

Ответ:

Согласно статье 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен статьей 251 НК РФ и является закрытым.

Доходы в виде суммы денежной компенсации, полученной за изъятие находящегося в оперативном управлении имущества, в статье 251 НК РФ не поименованы.

При этом порядок определения налоговой базы при реализации имущества, находящегося в оперативном управлении, установлен статьей 268 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.02.2024 N 03-03-06/3/10372

Вопрос:

Об определении концессионером первоначальной стоимости и начислении амортизации в отношении имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, в целях налога на прибыль.

Ответ:

На основании положений части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

При этом согласно абзацу шестому пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия концессионного соглашения в порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

При этом первоначальная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения и увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом (абзац 11 пункта 1 статьи 257 Кодекса).

Учитывая изложенное, концессионер в целях налогообложения прибыли организаций в отношении амортизируемого имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определяет первоначальную стоимость этого объекта и начисляет амортизацию в течение срока действия концессионного соглашения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.02.2024 N 03-03-05/10386

Вопрос:

Об учете доходов IT-организации для применения пониженной ставки по налогу на прибыль и единого пониженного тарифа страховых взносов.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах.

Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.

Согласно пункту 2.2 статьи 427 Кодекса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, установлен единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 процента, условиями применения которого на основании пункта 5 статьи 427 Кодекса являются:

1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;

2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют профильные доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса.

Таким образом, если доходы ИТ-организации соответствуют поименованным в пункте 1.15 статьи 284 и пункте 5 статьи 427 Кодекса, то такие доходы включаются в 70-процентную долю доходов ИТ-организации от осуществления ИТ-деятельности с целью применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.02.2024 N 03-03-06/1/9869

Подписаться
Подписка на рассылку

Укажите рубрики, на которые хотите оформить подписку: