Вопрос №1 - Лучший ответ - Мельник Денис Сергеевич (Экспертный центр поддержки «Д-Дом»)
«Коррупция становится угрозой национальной безопасности России она разлагает социально-экономические основы государства препятствует обеспечению конституционных прав и свобод граждан» - такова позиция Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Совета по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Данная цитата в полной мере отображает политический курс современной России и главных государственных лиц в части борьбы с нарушениями, угрожающими конституционному развитию общественных отношений.
Уголовное законодательство неразрывно связано с гражданским, земельным, банковским, в сфере государственной службы и другим законодательством. Изменение последнего неизбежно приводит к изменению содержания уголовно-правовой политики. Позитивное законодательство, таким образом, в значительной степени определяет объем уголовной ответственности: расширяет или сужает его. Соответственно расширяется или сужается сфера преступного и конкретный вид преступности, вследствие чего это качество законодательства можно рассматривать, как его потенциальную способность порождать криминогенное поведение, т.е. криминогенность закона, элементом которой, по сути, и является коррупционность.
Это вид криминологической экспертизы по выявлению заложенных в правовых нормах возможностей способствовать коррупционным проявлениям в процессе их реализации, результатом которой становится мотивированное заключение, содержащее помимо описания коррупционных факторов рекомендации, направленные на устранение или ограничение их действия.
Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренная распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р, в качестве неотъемлемого условия достижения своих целей предусматривает разработку действенных механизмов противодействия коррупции. Среди мер антикоррупционного характера указанной Концепцией предусмотрены: подготовка и реализация антикоррупционных программ для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, внедрение практики антикоррупционной экспертизы законопроектов и иных нормативных правовых актов, механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти.
В 2006 г. Россия ратифицировала две международные Конвенции - Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. и Конвенцию ООН 2003 г. против коррупции, а 25 декабря 2008 года был принят ФЗ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в статье 1 которого указывается определение коррупции:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных выше от имени или в интересах юридического лица.
В качестве одной из мер профилактики коррупции вышеуказанный нормативный акт указал на антикоррупционную экспертизу правовых актов и их проектов (статья 6 ФЗ), однако не указал на формы, методы, предмет и содержание данного института.
Для детализации понятия «антикоррупционная экспертиза» и реализации политики государства в области развития нормотворчества на федеральном уровне постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N№ 195 и 196 были утверждены Правила проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции и методика по проведению такой экспертизы, а 17 июля 2009 года был принят ФЗ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Вышеуказанные нормативные акты устанавливают правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. При этом коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Коррупционными факторами признаются также положения проектов документов, которые могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов, для чего необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта документа на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
По результатам экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
Исходя из вышеизложенного можно выделить три группы коррупционных факторов:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
решения, наличии дублирующих полномочий, диспозитивном установлении возможности совершения органами действий в отношении граждан и организаций, установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям, отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций; возможности необоснованного установления исключений из общего порядка по усмотрению органов и пр.
Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и могут выражаться в отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, отсутствии порядка совершения органами определенных действий, либо одного из элементов такого порядка; закреплении административного порядка предоставления права (блага) и пр.
Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии, то есть противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае. На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:
1) в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд;
2) в заключении, составляемом органами юстиции.
В вышеуказанных документах должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения. При этом следует учесть, что прокуратура при выявлении коррупциогенных факторов имеет больше возможностей, так как если заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом в «рабочем» порядке, то для рассмотрения требований прокурора установлен специально-срочный порядок рассмотрения - десятидневный срок для рассмотрения органом, организацией или должностным лицом; а в случае направления в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган местного самоуправления - на ближайшем заседании.
Особенно важным является направление по проведению антикоррупционных экспертиз в сфере органов местного самоуправления. В частности, Генпрокуратура РФ указывает, что в антикоррупционной экспертизе нуждаются не только федеральные и региональные нормативно-правовые акты, но более всего - нормативные акты муниципальных образований. Так, в 2008 г. прокуроры выявили нарушения требований антикоррупционного законодательства почти в 11 тыс. документов муниципальных образований, что составило 88% общего числа таких нарушений.
Депутаты Калининградской области 10 марта 2009 года приняли Закон Калининградской области № 332 «О противодействии коррупции в Калининградской области», внесенный прокурором Калининградской области в порядке законодательной инициативы.
Законом определены задачи антикоррупционной политики, принципы противодействия коррупции, основные направления по противодействию коррупции. Установлено, что предупреждение коррупции осуществляется путем применения следующих мер: разработка и реализация ведомственных и муниципальных антикоррупционных программ; антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; мониторинг коррупционных правонарушений; повышение профессионального уровня кадров, правовое просвещение государственных и муниципальных служащих в сфере противодействия коррупции и т.д. Прописана процедура организационного обеспечения антикоррупционной политики в Калининградской области.
В законе Калининградской области помимо необходимой экспертизы всех решений и постановлений органов региональной власти и местного самоуправления в числе основных мер противодействия коррупции указано выявление так называемых «коррупциогенных» должностей и установление контроля за теми, кто их занимает. По мнению представителей прокуратуры, региональный Закон должен был заработать примерно через полгода от даты его принятия.
На мой взгляд, в отличие от федерального закона, закон Калининградской области является более форматным документом, так как предусматривает не только проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов, но и антикоррупционный мониторинг - наблюдение, анализ, оценку и прогноз коррупционных факторов, а также меры реализации антикоррупционной политики. Используется в законе такое понятие как коррупционное проявление - препятствующее осуществлению прав и свобод граждан и (или) организаций решение или действие должностного лица, государственного или муниципального служащего, руководителя организации. Соответственно закон закрепил и задачи антикоррупционной политики в Калининградской области: устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее проявлению; снижение риска коррупционных правонарушений и минимизация ущерба от них; увеличение выгод от действий в рамках закона и во благо общественных интересов; вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики Калининградской области; формирование нетерпимости по отношению к коррупционным действиям. Законом Калининградской области предусмотрена также разработка антикоррупционной программы, которая является комплексом мер антикоррупционной политики, обеспечивающим согласованное осуществление правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мероприятий, направленных на противодействие коррупции в Калининградской области.
Особую ценность представляет поддержание калининградскими законодателями практики предупреждения коррупционных действий в виде антикоррупционной пропаганды - просветительской работы в обществе по вопросам противодействия коррупции, воспитания у населения гражданской ответственности за реализацию антикоррупционной политики, укрепления доверия к власти, и антикоррупционный мониторинг, который включает в себя мониторинг коррупции, коррупционных факторов, коррупционных проявлений и мер реализации антикоррупционной политики. При этом указывается цель такого мониторинга - обеспечение разработки и реализации антикоррупционных программ путем учета коррупционных факторов, коррупционных проявлений, анализа документов, проведения опросов и экспериментов, обработки, оценки и интерпретации данных о проявлениях коррупции, обеспечение оценки эффективности таких мер, в том числе реализуемых посредством антикоррупционных программ, и осуществляется путем наблюдения результатов применения мер предупреждения, пресечения и ответственности за коррупционные правонарушения, а также мер возмещения причиненного такими правонарушениями вреда; анализа и оценки, полученных в результате такого наблюдения данных; разработки прогнозов будущего состояния и тенденций развития соответствующих мер.
Международный опыт использования антикоррупционной экспертизы свидетельствует, что эффективность противодействия коррупции определяется не количеством принятых законов, а в большей степени практической реализацией правовых актов и четкой повседневной координацией антикоррупционной деятельности. Соглашаясь с калининградскими законодателями, считаю, что очень важно привлечь к участию в актикоррупционной деятельности общественные организационные и политические партии, своевременно открыто информировать общество о реализации национального плана противодействия коррупции, укрепить институт приема граждан и установить телефоны доверия в судах и правоохранительных органах. Присутствует уверенность, что первые положительные результаты совместных усилий окажут заметный положительный эффект в борьбе с коррупцией во всех сферах деятельности.
При всей своей полезности вышеуказанные законодательные акты имеют следующие минусы:
а) в тесте документов нет ответа на вопрос, могут ли приниматься нормативные правовые акты, содержащие выявленные коррупционные факторы. Законы будут наиболее полезны, если с их принятием уже не смогут приниматься акты, содержащие выявленные и не вызывающие сомнений коррупционные факторы, будут устранены типичные коррупционные факторы из уже действующих нормативно-правовых актов.
б) поскольку экспертиза должна быть разумной, сначала нужно заложить максимально точные и полные критерии экспертизы (объем исследования, предмет каких возможностей), чтобы не создать такие условия, при которых осуществлять работу будет невозможно. Как правило, предусмотреть все ситуации в одном законе невозможно, в результате чего возникают возможности для злоупотреблений со стороны лиц, призванных реализовывать положения закона на практике, в связи с чем, следует минимизировать такие возможности через уменьшение диспозитивности административных правил и административных процедур.
В результате антикоррупционной экспертизы законодательный или иной нормативный акт (его проект) должен подвергаться необходимой корректировке либо для исключения отрицательных последствий требуется одновременное изменение уязвимого законодательства. Кроме того, ценность экспертизы состоит не только в прогнозировании коррупционных проявлений, хотя без этого невозможна сама экспертиза, но и в опережающей разработке профилактических мер строгих и четких правовых антикоррупционных способов, блокирующих или смягчающих возможные негативные последствия принимаемых решений.
Предметом антикоррупционной экспертизы могут быть как законодательные, так и подзаконные нормативные акты, причем как действующие, так и проекты. Хотя более предпочтительным представляется проведение экспертизы проектов нормативных актов, поскольку при выявлении наличия коррупционных факторов она позволяет своевременно устранить их либо разработать опережающие профилактические меры.
Единство общественной и правовой природы антикоррупционной экспертизы является определяющим для решения стоящих перед ней задач. В данном контексте особое значение должно уделяться формированию и внедрению системы мониторинга законодательства, которая нуждается в серьезной общественной поддержке. Это означает, что она должна непрерывно получать двусторонние оценки эффективности от сотрудников законодательной, исполнительной и судебной систем, с одной стороны, и от широких масс общества - с другой.
Уголовное законодательство неразрывно связано с гражданским, земельным, банковским, в сфере государственной службы и другим законодательством. Изменение последнего неизбежно приводит к изменению содержания уголовно-правовой политики. Позитивное законодательство, таким образом, в значительной степени определяет объем уголовной ответственности: расширяет или сужает его. Соответственно расширяется или сужается сфера преступного и конкретный вид преступности, вследствие чего это качество законодательства можно рассматривать, как его потенциальную способность порождать криминогенное поведение, т.е. криминогенность закона, элементом которой, по сути, и является коррупционность.
Это вид криминологической экспертизы по выявлению заложенных в правовых нормах возможностей способствовать коррупционным проявлениям в процессе их реализации, результатом которой становится мотивированное заключение, содержащее помимо описания коррупционных факторов рекомендации, направленные на устранение или ограничение их действия.
Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренная распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р, в качестве неотъемлемого условия достижения своих целей предусматривает разработку действенных механизмов противодействия коррупции. Среди мер антикоррупционного характера указанной Концепцией предусмотрены: подготовка и реализация антикоррупционных программ для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, внедрение практики антикоррупционной экспертизы законопроектов и иных нормативных правовых актов, механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти.
В 2006 г. Россия ратифицировала две международные Конвенции - Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. и Конвенцию ООН 2003 г. против коррупции, а 25 декабря 2008 года был принят ФЗ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в статье 1 которого указывается определение коррупции:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных выше от имени или в интересах юридического лица.
В качестве одной из мер профилактики коррупции вышеуказанный нормативный акт указал на антикоррупционную экспертизу правовых актов и их проектов (статья 6 ФЗ), однако не указал на формы, методы, предмет и содержание данного института.
Для детализации понятия «антикоррупционная экспертиза» и реализации политики государства в области развития нормотворчества на федеральном уровне постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N№ 195 и 196 были утверждены Правила проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции и методика по проведению такой экспертизы, а 17 июля 2009 года был принят ФЗ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Вышеуказанные нормативные акты устанавливают правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. При этом коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Коррупционными факторами признаются также положения проектов документов, которые могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов, для чего необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта документа на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
По результатам экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
Исходя из вышеизложенного можно выделить три группы коррупционных факторов:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
решения, наличии дублирующих полномочий, диспозитивном установлении возможности совершения органами действий в отношении граждан и организаций, установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям, отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций; возможности необоснованного установления исключений из общего порядка по усмотрению органов и пр.
Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и могут выражаться в отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, отсутствии порядка совершения органами определенных действий, либо одного из элементов такого порядка; закреплении административного порядка предоставления права (блага) и пр.
Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии, то есть противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае. На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:
1) в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд;
2) в заключении, составляемом органами юстиции.
В вышеуказанных документах должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения. При этом следует учесть, что прокуратура при выявлении коррупциогенных факторов имеет больше возможностей, так как если заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом в «рабочем» порядке, то для рассмотрения требований прокурора установлен специально-срочный порядок рассмотрения - десятидневный срок для рассмотрения органом, организацией или должностным лицом; а в случае направления в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган местного самоуправления - на ближайшем заседании.
Особенно важным является направление по проведению антикоррупционных экспертиз в сфере органов местного самоуправления. В частности, Генпрокуратура РФ указывает, что в антикоррупционной экспертизе нуждаются не только федеральные и региональные нормативно-правовые акты, но более всего - нормативные акты муниципальных образований. Так, в 2008 г. прокуроры выявили нарушения требований антикоррупционного законодательства почти в 11 тыс. документов муниципальных образований, что составило 88% общего числа таких нарушений.
Депутаты Калининградской области 10 марта 2009 года приняли Закон Калининградской области № 332 «О противодействии коррупции в Калининградской области», внесенный прокурором Калининградской области в порядке законодательной инициативы.
Законом определены задачи антикоррупционной политики, принципы противодействия коррупции, основные направления по противодействию коррупции. Установлено, что предупреждение коррупции осуществляется путем применения следующих мер: разработка и реализация ведомственных и муниципальных антикоррупционных программ; антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; мониторинг коррупционных правонарушений; повышение профессионального уровня кадров, правовое просвещение государственных и муниципальных служащих в сфере противодействия коррупции и т.д. Прописана процедура организационного обеспечения антикоррупционной политики в Калининградской области.
В законе Калининградской области помимо необходимой экспертизы всех решений и постановлений органов региональной власти и местного самоуправления в числе основных мер противодействия коррупции указано выявление так называемых «коррупциогенных» должностей и установление контроля за теми, кто их занимает. По мнению представителей прокуратуры, региональный Закон должен был заработать примерно через полгода от даты его принятия.
На мой взгляд, в отличие от федерального закона, закон Калининградской области является более форматным документом, так как предусматривает не только проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов, но и антикоррупционный мониторинг - наблюдение, анализ, оценку и прогноз коррупционных факторов, а также меры реализации антикоррупционной политики. Используется в законе такое понятие как коррупционное проявление - препятствующее осуществлению прав и свобод граждан и (или) организаций решение или действие должностного лица, государственного или муниципального служащего, руководителя организации. Соответственно закон закрепил и задачи антикоррупционной политики в Калининградской области: устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее проявлению; снижение риска коррупционных правонарушений и минимизация ущерба от них; увеличение выгод от действий в рамках закона и во благо общественных интересов; вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики Калининградской области; формирование нетерпимости по отношению к коррупционным действиям. Законом Калининградской области предусмотрена также разработка антикоррупционной программы, которая является комплексом мер антикоррупционной политики, обеспечивающим согласованное осуществление правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мероприятий, направленных на противодействие коррупции в Калининградской области.
Особую ценность представляет поддержание калининградскими законодателями практики предупреждения коррупционных действий в виде антикоррупционной пропаганды - просветительской работы в обществе по вопросам противодействия коррупции, воспитания у населения гражданской ответственности за реализацию антикоррупционной политики, укрепления доверия к власти, и антикоррупционный мониторинг, который включает в себя мониторинг коррупции, коррупционных факторов, коррупционных проявлений и мер реализации антикоррупционной политики. При этом указывается цель такого мониторинга - обеспечение разработки и реализации антикоррупционных программ путем учета коррупционных факторов, коррупционных проявлений, анализа документов, проведения опросов и экспериментов, обработки, оценки и интерпретации данных о проявлениях коррупции, обеспечение оценки эффективности таких мер, в том числе реализуемых посредством антикоррупционных программ, и осуществляется путем наблюдения результатов применения мер предупреждения, пресечения и ответственности за коррупционные правонарушения, а также мер возмещения причиненного такими правонарушениями вреда; анализа и оценки, полученных в результате такого наблюдения данных; разработки прогнозов будущего состояния и тенденций развития соответствующих мер.
Международный опыт использования антикоррупционной экспертизы свидетельствует, что эффективность противодействия коррупции определяется не количеством принятых законов, а в большей степени практической реализацией правовых актов и четкой повседневной координацией антикоррупционной деятельности. Соглашаясь с калининградскими законодателями, считаю, что очень важно привлечь к участию в актикоррупционной деятельности общественные организационные и политические партии, своевременно открыто информировать общество о реализации национального плана противодействия коррупции, укрепить институт приема граждан и установить телефоны доверия в судах и правоохранительных органах. Присутствует уверенность, что первые положительные результаты совместных усилий окажут заметный положительный эффект в борьбе с коррупцией во всех сферах деятельности.
При всей своей полезности вышеуказанные законодательные акты имеют следующие минусы:
а) в тесте документов нет ответа на вопрос, могут ли приниматься нормативные правовые акты, содержащие выявленные коррупционные факторы. Законы будут наиболее полезны, если с их принятием уже не смогут приниматься акты, содержащие выявленные и не вызывающие сомнений коррупционные факторы, будут устранены типичные коррупционные факторы из уже действующих нормативно-правовых актов.
б) поскольку экспертиза должна быть разумной, сначала нужно заложить максимально точные и полные критерии экспертизы (объем исследования, предмет каких возможностей), чтобы не создать такие условия, при которых осуществлять работу будет невозможно. Как правило, предусмотреть все ситуации в одном законе невозможно, в результате чего возникают возможности для злоупотреблений со стороны лиц, призванных реализовывать положения закона на практике, в связи с чем, следует минимизировать такие возможности через уменьшение диспозитивности административных правил и административных процедур.
В результате антикоррупционной экспертизы законодательный или иной нормативный акт (его проект) должен подвергаться необходимой корректировке либо для исключения отрицательных последствий требуется одновременное изменение уязвимого законодательства. Кроме того, ценность экспертизы состоит не только в прогнозировании коррупционных проявлений, хотя без этого невозможна сама экспертиза, но и в опережающей разработке профилактических мер строгих и четких правовых антикоррупционных способов, блокирующих или смягчающих возможные негативные последствия принимаемых решений.
Предметом антикоррупционной экспертизы могут быть как законодательные, так и подзаконные нормативные акты, причем как действующие, так и проекты. Хотя более предпочтительным представляется проведение экспертизы проектов нормативных актов, поскольку при выявлении наличия коррупционных факторов она позволяет своевременно устранить их либо разработать опережающие профилактические меры.
Единство общественной и правовой природы антикоррупционной экспертизы является определяющим для решения стоящих перед ней задач. В данном контексте особое значение должно уделяться формированию и внедрению системы мониторинга законодательства, которая нуждается в серьезной общественной поддержке. Это означает, что она должна непрерывно получать двусторонние оценки эффективности от сотрудников законодательной, исполнительной и судебной систем, с одной стороны, и от широких масс общества - с другой.