Вопрос №11 - Лучший ответ - Кузьмина Алина Олеговна (РГУ им. Канта)

"Гений - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться." И.Кант

Сроки содержания под стражей определяются статьей 109 УПК РФ, часть первая которой предусматривает двухмесячный срок содержания под стражей, который может быть продлен на основа­нии судебного решения в соответствии с положениями данной нормы уголовно-процессуального закона РФ.

Предусмотренный ч.1 ст. 109 УПК РФ двухмесячный срок содержания У. под стражей истек, и У. содержался под стражей без судебного решения о продлении срока содержания под стражей, что противоречит требованиям уголовно-процессуального закона РФ, Конституции РФ и решениям Конституционного Суда РФ, которыми определены порядок и сроки содержания под стражей лиц, выдаваемых по запросам иностранных государств для уголовного преследования.

Руководство прокуратуры города М., за которой числится У., должно было в установленные уголовно-процессуальным законом РФ сроки представить в суд ходатайство о продлении срока содержания У. под стражей, либо вынести постановление о его освобождении. Поскольку надлежащих мер, предусмотренных законом, руково­дством прокуратуры города М. принято не было, их бездействие необходимо признать незаконным.

Разрешая вопрос об освобождении У. из-под стражи в связи с признанием его содержание под стражей незаконным, я исхожу из следующих обстоятельств.

Статья 125 ч.5 УПК РФ содержит перечень возможных судебных решений по результатам рас­смотрения жалобы, в том числе и об обязании должностного лица устранить допущенное нарушение, если таковое будет установлено судом. Вместе с тем, данной нормой не предусмотрены действия суда в случаях, связанных с незаконным содержанием лица под стражей. Между тем, данная, мера пресечения является самой строгой, поскольку в максимальных пределах ограничивает права, свободы и личную неприкосновенность человека, в связи с чем уголовно-процессуальным законом РФ предусмотрен особый порядок ее избрания и продления сроков ее действия. В этой связи, в соответствии с ч.З. ст. 1 УПК РФ необходимо руководствоваться положениями международного договора - ст.5 п.4 Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», согласно которой каждый, в отношении которого избрано заключение под стражу, имеет право на безотлагательное освобождение, если его заключение под стражу признано судом незаконным. Кроме того, данная норма международного права полностью согласуется с правовой позицией, изложенной в п.2 ч.8 ст. 109 УПК РФ, в соответствии с которой лицо, в отношении которого было отказано в продлении срока содержания под стражей, подлежит немедленному освобождению из-под стражи.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29, 125 УПК РФ, ст.5 п.4 Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод»,  я считаю что необходимо признать бездействие руководства прокуратуры города М., повлекшее незаконное содержание У. под стражей незаконным. А меру пресечения в виде заключения У. под стражу – отменить.

Что же касается выдачи У. Республике Узбекистан:

У., являясь гражданином Республики Узбекистан, обратился в УФМС города М. с просьбой о предоставлении ему временного убежища на территории России.

В соответствии с п.1 ст. 10 Федерального закона «О беженцах», лицо, ходатайствующее о признании беженцем не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) при сохранении в данном государстве обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О беженцах».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 56 Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 22.01.1993 г., я считаю, что У. не может быть экстрадирован в Республику Узбекистан.