Вопрос №2 - Лучший ответ - Побойкина Екатерина Петровна (РГУ им. Канта)
Вопрос правомерности установления административной ответственности за перевозку пассажиров сверх количества мест сидения в автобусах особого малого и малого класса в Калининградской области, с точки зрения правоприменительной практики, уже разрешен Калининградским областным судом в решении от 21 ноября 2008 г. N 3-59/08.
Согласно данному решению, каких-либо правил перевозки людей указанным Законом области не предусмотрено, в пункте 3 статьи 5 Закона имеется лишь отсылочная норма, согласно которой основными требованиями по обеспечению безопасности пассажирских перевозок, предъявляемыми к перевозчику, являются, в частности, организация перевозочного процесса с соблюдением требований, обеспечивающих безопасные условия перевозок и иных требований в сфере безопасности перевозок пассажиров, установленных действующим законодательством.
Таким образом, статьей 69 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях установлена ответственность не за нарушение требований нормативного правового акта Калининградской области, а за нарушение предусмотренного федеральным законодательством запрета на перевозку пассажиров сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства, в том числе автобуса.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что органы государственной власти Калининградской области превысили свои полномочия в области законодательства об административных правонарушениях. Таким образом, суд удовлетворил требования и.о. прокурора Калининградской области, который обратился в Калининградский областной суд с ходатайством о разрешении данного вопроса.
Но конечно, в практике встречается довольно много случаев, когда нерешенная проблема правоприменения, т.е. различное толкование одной и то же статьи различными органами государственной власти. Так, например, если фирма имеет соответствующую лицензию на осуществления пассажирских перевозок, почему она при нарушении Правил перевозок не должна привлекаться к ответственности, в том числе и к административной?
Соблюдение лицензионных требований и условий представляет собой обязанность лицензиата, их несоблюдение влечет за собой применение мер административной, гражданско-правовой, а в некоторых случаях и уголовной ответственности. Так, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев дело о привлечении ООО "Авангард-Авто" к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), постановил, что основанием для привлечения ООО "Авангард-Авто" к административной ответственности послужил факт нарушения условий осуществления лицензируемой деятельности, выразившийся в перевозке пассажиров в нарушение установленного законодательством порядка (сверх количества мест для сидения, предусмотренных заводом-изготовителем) (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.05.2008 N Ф08-2304/2008-828А).
В соответствии с пп. 62 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.
Согласно пп. "б" и "в" п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Согласно п. 5.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.01.1997 N 2, при перевозках на городских и пригородных маршрутах количество пассажиров в автобусе не должно превышать их предельной вместимости, указанной в технической характеристике автобуса данной марки, а при перевозках на междугородных, горных, туристско-экскурсионных маршрутах, разовых перевозках (в том числе перевозках детей) - числа мест для сидения.
На основании параграфа 73 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных Приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 N 176, в таксомоторах городских, пригородных и междугородных маршрутов автотранспортные предприятия или организации обязаны предоставить пассажирам места для сидения. Проезд пассажиров сверх количества мест для сидения запрещается.
Частью 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Я считаю, что юридические лица, осуществляющие пассажирские перевозки, с учетом того, какая на сегодняшний день сложилась опасная ситуация на дорогах, не только должны, но и обязаны нести административную, в отдельных случаях даже уголовную, ответственность. Когда руководители транспортных предприятий «гонятся за прибылью», не принимая мер в отношении водителей, между прочим, их же подчиненных, которые допускают перевозку пассажиров сверх количества мест сидения в автобусах особого малого и малого класса, они чаще всего забывают о безопасности людей.
Согласно данному решению, каких-либо правил перевозки людей указанным Законом области не предусмотрено, в пункте 3 статьи 5 Закона имеется лишь отсылочная норма, согласно которой основными требованиями по обеспечению безопасности пассажирских перевозок, предъявляемыми к перевозчику, являются, в частности, организация перевозочного процесса с соблюдением требований, обеспечивающих безопасные условия перевозок и иных требований в сфере безопасности перевозок пассажиров, установленных действующим законодательством.
Таким образом, статьей 69 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях установлена ответственность не за нарушение требований нормативного правового акта Калининградской области, а за нарушение предусмотренного федеральным законодательством запрета на перевозку пассажиров сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства, в том числе автобуса.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что органы государственной власти Калининградской области превысили свои полномочия в области законодательства об административных правонарушениях. Таким образом, суд удовлетворил требования и.о. прокурора Калининградской области, который обратился в Калининградский областной суд с ходатайством о разрешении данного вопроса.
Но конечно, в практике встречается довольно много случаев, когда нерешенная проблема правоприменения, т.е. различное толкование одной и то же статьи различными органами государственной власти. Так, например, если фирма имеет соответствующую лицензию на осуществления пассажирских перевозок, почему она при нарушении Правил перевозок не должна привлекаться к ответственности, в том числе и к административной?
Соблюдение лицензионных требований и условий представляет собой обязанность лицензиата, их несоблюдение влечет за собой применение мер административной, гражданско-правовой, а в некоторых случаях и уголовной ответственности. Так, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев дело о привлечении ООО "Авангард-Авто" к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), постановил, что основанием для привлечения ООО "Авангард-Авто" к административной ответственности послужил факт нарушения условий осуществления лицензируемой деятельности, выразившийся в перевозке пассажиров в нарушение установленного законодательством порядка (сверх количества мест для сидения, предусмотренных заводом-изготовителем) (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.05.2008 N Ф08-2304/2008-828А).
В соответствии с пп. 62 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.
Согласно пп. "б" и "в" п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Согласно п. 5.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.01.1997 N 2, при перевозках на городских и пригородных маршрутах количество пассажиров в автобусе не должно превышать их предельной вместимости, указанной в технической характеристике автобуса данной марки, а при перевозках на междугородных, горных, туристско-экскурсионных маршрутах, разовых перевозках (в том числе перевозках детей) - числа мест для сидения.
На основании параграфа 73 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных Приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 N 176, в таксомоторах городских, пригородных и междугородных маршрутов автотранспортные предприятия или организации обязаны предоставить пассажирам места для сидения. Проезд пассажиров сверх количества мест для сидения запрещается.
Частью 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Я считаю, что юридические лица, осуществляющие пассажирские перевозки, с учетом того, какая на сегодняшний день сложилась опасная ситуация на дорогах, не только должны, но и обязаны нести административную, в отдельных случаях даже уголовную, ответственность. Когда руководители транспортных предприятий «гонятся за прибылью», не принимая мер в отношении водителей, между прочим, их же подчиненных, которые допускают перевозку пассажиров сверх количества мест сидения в автобусах особого малого и малого класса, они чаще всего забывают о безопасности людей.