Вопрос №8 - Лучший ответ - Марёнина Екатерина Андреевна (ОПФР Калининградской области)

"Гений - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться." И.Кант

В целях защиты государственных и муниципальных заказчиков от рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов, Федеральным законом от 21 июля 2005 N94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) предусмотрен ряд мер по защите интересов государственных и муниципальных заказчиков.

В соответствии с Законом №94-ФЗ (пункт 15.2 части 4 статьи 22, пункт 9 части 4 статьи 34, пункт 11 части 3 статьи 41.6) заказчик, уполномоченный орган вправе, а в отдельных случаях обязан (если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) свыше 50 млн. рублей или по контракту предусмотрен аванс в размере более 30%) устанавливать требование обеспечения исполнения контракта.
Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого конкурса, открытого аукциона (в том числе в электронной форме), но не может быть менее чем размер аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или, если размер аванса превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), размер обеспечения исполнения контракта не может превышать на двадцать процентов размер аванса и не может быть менее чем размер аванса.
В соответствии с изменениями, внесенными в Закон №94-ФЗ, заказчики, уполномоченные органы получают право определять в государственном или муниципальном контракте обязательства, которые должны быть обеспечены (пункты 1, 3, 5 статьи 7 Федерального закона от 17.07.2009 №164-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 29 Закона №94-ФЗ в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, государственный или муниципальный контракт заключается только после предоставления участником конкурса, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, страхования ответственности по контракту, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в конкурсной документации.

Заказчик, уполномоченный орган в конкурсной документации вправе установить, что обеспечение исполнения государственного или муниципального контракта в виде страхования ответственности по контракту не допускается. В других случаях способ обеспечения исполнения контракта из указанных в данной статье способов определяется таким участником конкурса самостоятельно.

В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 7 Закона №164-ФЗ перечень способов обеспечения исполнения государственных (муниципальных) контрактов при проведении конкурсов и аукционов (часть 4 статьи 29 и часть 4 статьи 38 Закона №94-ФЗ) дополняется обеспечением в виде договора поручительства. При этом определяются требования к поручителям, перечень представляемых вместе с договором поручительства документов и порядок их оформления.

Страхование ответственности исключено как вид обеспечения из открытого аукциона в электронной форме (пункт 6 статьи 7 Закона №164-ФЗ) и может быть исключено по усмотрению заказчика, уполномоченного органа из допустимых видов обеспечения при проведении конкурса (пункт 2 статьи 7 Закона №164-ФЗ) или аукциона (пункт 4 статьи 7 Закона №164-ФЗ).

Министерство экономического развития и торговли РФ в письме от 12.08.2009 №13150-АП/Д05 при организации размещения заказов рекомендует учитывать указанные изменения в Законе №94-ФЗ следующим образом:

- по торгам, объявляемым после вступления в силу Закона №164-ФЗ, документация о торгах должна быть подготовлена в соответствии с новыми положениями, касающимися способов обеспечения исполнения обязательств по государственным (муниципальным) контрактам и порядка их использования;

- по текущим торгам, объявленным до вступления в силу Закона №164-ФЗ, изменения в документацию о торгах вносятся по усмотрению заказчика, уполномоченного органа в соответствии с положениями Закона №94-ФЗ.

Если в документацию о торгах вносятся изменения в соответствии с новыми положениями, касающимися способов обеспечения исполнения обязательств по государственным (муниципальным) контрактам и порядка их использования, то процедура размещения заказа должна быть завершена с учетом внесенных изменений. Если изменения в документацию о торгах не вносятся, то процедура размещения заказа завершается согласно установленным в документации о торгах положениям, касающимся способов обеспечения исполнения обязательств по государственным (муниципальным) контрактам и порядка их использования.

Одновременно Минэкономразвития РФ сообщает, что в связи с принятием Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ужесточается ответственность должностных лиц заказчиков, уполномоченных органов, специализированных организаций, членов комиссий за нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов.