Ответы конкурса «Бухгалтер-Профессионал 2009»

"Гений - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться." И.Кант

Вопрос 1

Автор: Грудинов Виктор Григорьевич зав. кафедрой Учета, анализа и финансов КГТУ

Какие расходы в целях налогообложения учитываются в размере большем,чем их реальная величина?

Лучший ответ:


Организация (если она осуществляет научные исследования и опытно-конструкторские разработки - НИОКР), вправе учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией то расходы на НИОКР (пп. 4 п. 1 ст. 253 НК РФ).

В целях налогообложения расходы на НИОКР подразделяются на две основные категории (п. 1 ст. 262 НК РФ):

1) расходы по созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство;

2) расходы на формирование Российского фонда технологического развития, иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".

Причем налоговый учет этих двух категорий расходов на НИОКР различается.

Для того чтобы правильно квалифицировать указанные расходы, необходимо знать, какие работы относятся к НИОКР. Налоговым кодексом РФ установлено, что цель НИОКР - создание новой или усовершенствование производимой продукции (товаров, работ, услуг) (п. 1 ст. 262 НК РФ). Содержание указанных работ раскрывают положения ст. 769 Гражданского кодекса РФ.


Так, гражданское законодательство разделяет договоры на выполнение НИОКР на два самостоятельных вида договоров (п. 1 ст. 769 ГК РФ):
- договор на проведение научно-исследовательских работ (НИР);
- договор на проведение опытно-конструкторских и технологических работ (ОКР).

Эти договоры различаются между собой содержанием выполняемых работ и полученным результатом.

Как видно, научно-исследовательские работы предполагают получение новых знаний, а опытно-конструкторские и технологические работы - их применение путем разработки нового изделия или технологии.

В составе расходов на НИОКР Налоговый кодекс РФ отдельно выделяет расходы на изобретательство.

Объектами изобретения могут быть устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также применение известного ранее устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению.


Указанные объекты признаются изобретениями, если они удовлетворяют следующим требованиям:
- являются новыми;
- имеют изобретательский уровень;
- могут использоваться в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности (п. п. 1, 2 ст. 1 Закона СССР от 31.05.1991 N 2213-1 "Об изобретениях в СССР", п. 1 ст. 1350 ГК РФ).

Для признания затрат на НИОКР в качестве расходов необходимо, чтобы они были направлены на создание новой или усовершенствование производимой продукции. Если же произведенные расходы направлены на обслуживание существующего производства, например на ввод в эксплуатацию и экспертизу производственных комплексов, контроль за соблюдением технологических процессов, то к расходам на НИОКР они не относятся (см. Постановления ФАС Московского округа от 03.09.2008 N КА-А40/8202-08, от 23.12.2004 N КА-А40/12097-04, ФАС Западно-Сибирского округа от 19.02.2007 N Ф04-431/2007(31383-А27-15), от 23.08.2006 N Ф04-5197/2006(25426-А27-40), п. 2 Постановления ФАС Поволжского округа от 23.01.2007 N А55-3823/2006-10, ФАС Северо-Кавказского округа от 25.04.2005 N Ф08-1522/2005-622А).

Достижение положительного результата не является обязательным для признания расходов на НИОКР (абз. 3 п. 2 ст. 262 НК РФ). Это означает, что если в результате проведенных исследований или опытно-конструкторских разработок не создано новых технологий, видов сырья, материалов или не произошло их усовершенствование, то затраты на НИОКР учитываются в порядке, предусмотренном абз. 3 п. 2 ст. 262 НК РФ.

В каком порядке нужно учитывать указанные расходы, сказано в п. 2 ст. 262 НК РФ.

Отмечу, что этот порядок распространяется только на организации, которые проводят такие НИОКР самостоятельно или совместно с другими организациями либо на основании договоров, по которым выступают в качестве заказчика (п. 2 ст. 262 НК РФ).

Если же организация выполняет указанные работы в качестве исполнителя (подрядчика, субподрядчика), то расходы на НИОКР рассматриваются у нее как расходы на осуществление деятельности, направленной на получение доходов (п. 4 ст. 262 НК РФ).


При получении положительного результата организация может учитывать расходы на НИОКР при выполнении следующих условий (абз. 1, 2 п. 2 ст. 262 НК РФ):
- работы (отдельные этапы работ) по осуществлению НИОКР завершены;
- сторонами подписан акт сдачи-приемки;
- результаты НИОКР используются в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Пунктом 2 ст. 262 НК РФ установлено, что указанные расходы равномерно включаются в состав прочих расходов в течение одного года с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены исследования (отдельные этапы исследований).

Рассмотрев теоретические основы, переходим непосредственно к ответу.

Федеральным законом от 22.07.08 № 158-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГЛАВЫ 21, 23, 24, 25 И 26 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ» (в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ) произведенные после 1 января 2009 г. расходы на НИОКР, которые включены в установленный Правительством РФ специальный перечень, отражаются в составе прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5 (абз. 5 п. 2 ст. 262 НК РФ). Указанный Перечень НИОКР утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988.

Порядок признания расходов на НИОКР, которые не дали положительного результата, имеет свои особенности (абз. 3 п. 2 ст. 262 НК РФ).

В качестве таких расходов могут рассматриваться только те затраты на НИОКР, которые организация осуществляет в целях создания новых или усовершенствования применяемых технологий, а также создания новых видов сырья или материалов.

Затраты на НИОКР, которые не дали положительного результата, включаются в состав прочих расходов равномерно в течение года с даты окончания работ. Такой датой является момент подписания документа, подтверждающего завершение работ или их отдельных этапов. Как указал ФАС Восточно-Сибирского округа, при этом не имеет значения момент, когда вы установили отсутствие положительных результатов проведенных исследований и разработок (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.04.2007 N А33-12904/06-Ф02-1647/07). Данное решение суда оставлено в силе Определением ВАС РФ от 27.07.2007 N 9050/07.

Особые условия для признания расходов на НИОКР установлены для организаций, работающих и зарегистрированных на территориях ОЭЗ (абз. 4 п. 2 ст. 262 НК РФ).

Такие организации признают затраты на НИОКР в полном объеме в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены (абз. 4 п. 2 ст. 262 НК РФ), значит не могут признать данные расходы с коэффициентом 1,5.

Вопрос 2

Авторы:
Запанкова Светлана Ивановна: заместитель руководителя Управления ФНС России по Калининградской области; Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса;
Кузнецова Лариса Дмитриевна: начальник отдела налогообложения юридических лиц Управления ФНС России по Калининградской области

Организация «А» включена в реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области 26.02.2007 года. В инвестиционной декларации была заявлена деятельность по производству и реализации рыбной продукции.

В декабре 2006 года организацией было приобретено помещение для организации цеха по производству рыбной продукции стоимостью 25 млн. рублей, а в марте 2007 года закуплено оборудование для цеха стоимостью 19,2 млн. рублей. Кроме того, в мае 2007 года были приобретены автотранспортные средства для доставки продукции покупателям стоимостью 10 млн. рублей. В тоже время организация предоставляла услуги по перевозке грузов. В 2008 году выручка от реализации рыбной продукции составила 820 тыс. рублей, от услуг по оказанию грузоперевозок 300 тыс. рублей.

Лучший ответ:


Резиденты Особой экономической зоны в Калининградской области уплачивают налог на имущество организаций в соответствии с главой 30 НК РФ в отношении всего имущества, являющегося объектом налогообложения по указанному налогу, за исключением имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области.


Резиденты исчисляют сумму налога на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области, отдельно.


Для организаций - резидентов ОЭЗ в Калининградской области установлены льготные ставки по налогу на имущество (п. п. 3, 4 ст. 385.1 НК РФ).


Такие ставки применяются только в отношении имущества, которое создано или приобретено резидентами ОЭЗ при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Законом N 16-ФЗ (п. п. 3, 4 ст. 385.1 НК РФ).


Льготные ставки налога различаются в зависимости от периода, в течение которого резидент ведет деятельность в качестве такового (п. п. 3, 4 ст. 385.1 НК РФ).



Период ведения деятельности в качестве резидента
(со дня включения в реестр)


Размер
налоговой
ставки, %

Первые шесть календарных лет

0

С 7-го по 12-й календарный год включительно

1,1

Начиная с 13-го года

2,2


Особый порядок уплаты налога на имущество организаций не распространяется на ту часть стоимости имущества (созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области), которая использована для производства товаров (работ, услуг), на которые не может быть направлен инвестиционный проект. При этом доля стоимости имущества, которая использована для производства товаров (работ, услуг), на которые не может быть направлен инвестиционный проект, считается равной доле дохода от реализации таких товаров (работ, услуг) в суммарном объеме всех доходов резидента.


Имущество организации, утратившей статус резидента особой экономической зоны, в том числе в связи с досрочным прекращением действия соответствующего соглашения, облагается налогом на имущество организаций на общих основаниях.


Итак, срок действия льготного режима начинается с момента включения организации в реестр резидентов особой экономической зоны, т.е.,в нашем вопросе, с 26.02.2007г..Налоговая ставка по налогу на имущество в отношении имущества,приобретенного при реализации инвестиционного проекта и используемого в деятельности,заявленной в инвестиционной декларации (производство и реализация рыбной продукции) устанавливается в размере 0.Это оборудование для цеха стоимостью 19,2 млн.рублей.Автотранспортные средства,приобретенные в период реализации инвестиционного проекта,используются еще и для неинвестиционной деятельности. Поэтому необходимо определить долю стоимости автотранспортных средств,на которую не распространяется льгота в 2008 году:

300т.р: (820т.р.+300т.р.)=0,268
Расчет суммы налога на имущество организации за 2008 год
Расчет суммы налога на имущество организации осуществляется в соответствии с главой №30 НК РФ.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период (ст.382 НК РФ)


Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (ст.375 НК РФ).


Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу (п. 4 в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ).


При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике


Для начисления амортизации выбираем линейный метод и,пользуясь правилами ст.257 -259 НК РФ,расчитываем остаточную стоимость имущества организации на 01.01.2008 года.

1.Помещение стоимостью 25 млн.руб. сроком полезного использования - 20 лет (240 мес.)
Норма амортизации 1 :240 х100 = 0,417 Начало амортизации - с 01.01.2007 года
Остаточная стоимость на 01.01.2008г. = 25000 т.руб.-(25000х0,00417х12)=23749 т.руб.

2.Автотранспортные средства стоимостью 10 млн.руб.сроком полезного использования - 5 лет (60 мес.)
Норма амортизации 1:60 х 100 = 1,67 Начало амортизации - с 01.06.2007 года.
Остаточная стоимость на01.01.08г. =10000 т.руб.- (10000х0,0167х7)=8831 т.руб.

3.Оборудование цеха стоимостью 19,2 млн.руб.сроком полезного использования -6 лет (72 мес.)
Норма амортизации 1:72 х100 = 1,39 Начало амортизации - с 01.04.2007 года.
Остаточная стоимость на 01.01.2008г. =19200 т.руб.-(19200х0,0139х9)=16798 т.руб.

Остаточная стоимость ОС (т.руб.)

по состоян.
на

помещение

оборудования

а/транспортные
ср-ва


01.01.08

23749

16798

8831


01.02.08

23645

16531

8664


01.03.08

23541

16264

8497


01.04.08

23437

15997

8330


01.05.08

23333

15730

8163


01.06.08

23229

15463

7996


01.07.08

23125

15196

7829


01.08.08

23021

14929

7662


01.09.08

22917

14662

7495


01.10.08

22813

14395

7328


01.11.08

22709

14128

7161


01.12.08

22605

13861

6994


31.12.08

22501

13594

6827


Среднегодовая стоимость 23125 15196 7829

Среднегодовая стоимость автотранспортных средств,на которую не распространяется льгота:
7829 т.руб.х 0,268=2098 т.руб.
Налог на имущество за 2008 год = (23125+2098)х2,2/100=554,9 т.рублей.
Для оборудования и транспортных средств,участвующих в деятельности,заявленной в инвестиционной декларации, ставка налога на имущество равна 0%.
Вопрос 4

Автор:
Голубова Вероника Владимировна - директор по финансам компании «Бауцентр», член правления Калининградской общественной организации «Ассоциация главных бухгалтеров»


В каких случаях организация вправе учесть расходы на форменную одежду для работников при исчислении налога на прибыль?

Лучший ответ:


Для повышения имиджа компании, а также для организации эффективной работы персонала в последнее время все больше организаций обеспечивают своих сотрудников форменной одеждой. Для того чтобы определить специфику отражения в налоговом учете выдаваемой сотрудникам одежды, необходимо четко определить понятия форменной и специальной одежды.

Таблица 1. Отличие форменной одежды от специальной

Критерии

Форменная одежда

Специальная одежда

Характеристика

Единая цветовая гамма, наличие
товарного знака, логотипа
организации и т.п.

Соответствие требованиям,
предъявляемым к защите от
воздействия вредных и
опасных факторов
(спецодежда
сертифицирована)

Функции

Представительские (информирует
о принадлежности работника к
определенной организации или
профессии)

Защитные (предохраняет от
воздействия вредных,
опасных, грязных и особых
температурных факторов)

Порядок выдачи

В соответствии с требованием
законодательства, коллективным
(трудовым) договором или по
решению руководства

В соответствии и по
нормам, установленным
законодательством

Право
собственности

В личном постоянном пользовании
работника (получают либо
бесплатно, либо с частичной или
полной оплатой ее стоимости)
или в собственности организации

В собственности
организации


     В отличие от специальной одежды предназначение форменной одежды состоит не в предотвращении или уменьшении воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов и не в защите от загрязнения. Форменная одежда отражает специфику деятельности предприятия и прежде всего демонстрирует принадлежность работника к данной организации.
Итак, рассмотрим, при каких условиях организация сможет учесть расходы на форменную одежду, приобретаемую для обеспечения сотрудников, при формировании налогооблагаемой прибыли.
Прежде всего, согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходы организации должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При оценке экономической оправданности расходов нужно обосновать необходимость введения формы для персонала организации. Например, единообразие в одежде и наличие на ней символики компании у работников, в силу трудовых обязанностей постоянно общающихся с клиентами, повышает доверие к организации, а значит, способствует росту объема продаж и т.п.

Начиная с 2006 г. п. 5 ст. 255 НК РФ напрямую предусмотрена возможность учитывать в качестве расходов стоимость форменной одежды, которая свидетельствует о принадлежности сотрудников к конкретной организации.
Согласно п. 5 ст. 255 НК РФ в расходы организации на оплату труда включаются расходы на приобретение (изготовление) выдаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации работникам бесплатно либо продаваемых им по пониженным ценам форменной одежды и обмундирования (в части стоимости, не компенсируемой работниками), которые остаются в личном постоянном пользовании работников. В таком же порядке учитываются расходы на приобретение или изготовление организацией форменной одежды и обуви, которые свидетельствуют о принадлежности работников к данной организации. Причем данная норма применяется в случае, если форменная одежда передается работнику в собственность (Письмо Минфина России от 10.03.2006 N 03-03-04/1/203).

Законодательными актами Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами предусмотрена необходимость ношения форменной одежды:
- работниками железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно участвующими в организации движения поездов и обслуживании пассажиров, при исполнении ими служебных обязанностей (п. 1 ст. 29 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации");
- работниками ведомственной охраны (ст. 10 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране");
- сотрудниками таможенных органов (ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации");
- сотрудниками милиции (ст. 17 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции");
- судебными приставами при исполнении ими служебных обязанностей (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах").
Необходимость выдачи форменной одежды может быть также предусмотрена специальными отраслевыми требованиями. Например, согласно действующему стандарту (ГОСТ Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий" утвержден Постановлением Госстандарта России от 05.04.1995 N 198) у персонала ресторанов и баров любой категории предусмотрено обязательное наличие форменной одежды с эмблемой предприятия и обуви. Согласно ГОСТ Р 50645-94 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц" для определенных категорий персонала гостиниц также предусмотрено обязательное наличие форменной одежды.
Любые выплаты, произведенные в пользу работника, должны оговариваться в трудовом или коллективном договоре. В противном случае отнести расходы, связанные с изготовлением (приобретением) форменной одежды, на расходы по оплате труда организация не вправе, так как п. 21 ст. 270 НК РФ запрещается исключать из налогооблагаемого дохода сотрудника вознаграждения, не предусмотренные трудовыми договорами (Письмо Минфина России от 01.11.2005 N 03-03-04/2/99).
В связи с тем, что форменная одежда должна содержать и доводить до сведения потребителей наглядную информацию о принадлежности работников к данной организации, по мнению Минфина, изложенному в Письме от 01.11.2005 N 03-03-04/2/99, она должна быть выполнена в единой цветовой гамме и содержать товарный знак или логотип фирмы, ее символику. Причем товарный знак (логотип, символика) должен быть нанесен непосредственно на одежду, а не изображен на значке, галстуке, косынке или жилете.
Таким образом, при налогообложении прибыли расходы на приобретение (изготовление) форменной одежды организация вправе учесть в составе расходов на оплату труда, если выполнены следующие условия:
1) форменная одежда работнику полагается в соответствии с законодательством РФ;
2) выдача форменной одежды закреплена в трудовом и (или) коллективном договоре;
3) форменная одежда свидетельствует о принадлежности работника к данной организации;
4) форменная одежда передается работнику в собственность.
В остальных случаях стоимость форменной одежды, приобретенной организацией для своих сотрудников, не учитывается в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Такой вывод можно сделать из Писем Минфина России от 10.03.2006 N 03-03-04/1/203 и от 07.06.2006 N 03-03-04/1/502.
Если форменная одежда не передается работникам в личное пользование, то право собственности на нее остается у организации. По окончании срока ее использования или при увольнении работник возвращает форму.
В данной ситуации расходы на приобретение форменной одежды при налогообложении прибыли по мнению Минфина не могут быть учтены. Причем, как отмечает финансовое ведомство, если одежда остается в организации, ее стоимость не уменьшает налогооблагаемую прибыль, даже если обязанность работодателя по оплате расходов на приобретение формы зафиксирована в трудовом или коллективном договоре.
Вот как раз это условие и стало своеобразным камнем преткновения. Дело в том, что специалисты Минфина России в письмах от 10 марта 2006 г. № 03-03-04/1/203 и от 9 октября 2006 г. № 03-03-04/4/156 посчитали, что при передаче формы в личное пользование должно переходить и право собственности на нее. А если форменная одежда не передается работнику в собственность, то ее стоимость нельзя принять в расходы. Однако выводы чиновников представляются мне более чем спорными. В кодексе ни слова не сказано о том, что одежду надо передавать в собственность работнику. А передача форменной одежды в личное постоянное пользование работнику вовсе не означает передачу права собственности на нее.
Если следовать разъяснениям чиновников, то после передачи форменной одежды работнику в собственность у организации одновременно возникает обязанность по начислению с суммы безвозмездной передачи НДС, НДФЛ и ЕСН. Причем сумма этих налогов значительно превысит ту, на которую вы уменьшите налог на прибыль.
Но все же у организаций есть возможность учесть в расходах (в данной ситуации это будут материальные расходы) затраты на приобретение форменной одежды без передачи ее в собственность работнику.
Что ж, поскольку у Минфина России по вопросу учета расходов на форменную одежду сложилась достаточно четкая позиция, то ее, вероятнее всего, будут разделять и налоговые инспекторы. Но повторюсь, что в Налоговом кодексе РФ нигде не сказано, что прежде чем списать расходы на форменную одежду, ее надо передать работнику в собственность. А раз так, то благополучный исход дела будет зависеть от того, как вы документально подтвердите свою позицию.
Поэтому использование форменной одежды можно например прописать в специальном регламенте. Этот документ не гарантирует стопроцентный успех при проверке, но попробовать все же стоит.
Итак, регламент должен содержать ряд обязательных требований. А именно: из него должно следовать, что одежда выдается в пользование на весь период работы и что в ней сотрудник должен находиться на рабочем месте. Более того, надо ввести запрет на передачу форменной одежды третьим лицам. Эти два условия как раз и укажут проверяющим на то, что одежда у работника находится в постоянном личном пользовании. Также желательно предусмотреть материальную ответственность для работника за порчу или утрату формы. Это еще раз докажет, что одежда не находится у работника в собственности.
И еще один момент. В регламенте обязательно надо оговорить, что делать с одеждой после окончания срока ее эксплуатации. Это будет еще одним доводом в пользу того, что одежда действительно выдавалась в пользование работнику. Обычно в таких случаях одежда либо переходит в собственность работника, либо утилизируется. Право выбора надо оставить за работником.
Сам регламент утверждается приказом руководителя. Ссылку на этот документ необходимо указать в трудовом или коллективном договоре с работниками.
Также, следует упомянуть о таком нюансе. Если форменная одежда стоит более 20 тысяч рублей. Можно ли ее признать амортизируемым имуществом? На этот вопрос Минфин отвечает в письме от 16 декабря 2008 г. N 03-03-06/2/169. Как указано в документе, в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ в целях налогообложения прибыли под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 20 000 рублей. Форменная одежда указанным критериям основных средств не соответствует.
Более чем странно, что финансисты опровергают то, о чем их и не спрашивают. Неужели им неизвестно, что «амортизируемое имущество» не равнозначно понятию «основные средства»? Определение амортизируемого имущества приведено в п. 1 ст. 256 НК РФ. И об «основных средствах» там ничего не сказано. А это значит, что если стоимость форменной одежды превышает 20 000 руб. и срок ее носки – более года, то такое имущество относится к амортизируемому.
Таким образом, делаем вывод: единственный способ учесть расходы на форменную одежду в целях налогообложения прибыли – признать их расходами на оплату труда при соблюдении условий, о которых сказано выше. Такова позиция Минфина России

Решение о том, следовать ли требованиям Минфина, или руководствоваться нормами законодательства остается за организацией. В последнем случае налогоплательщик должен быть готов к судебным разбирательствам, поскольку официальная позиция финансового ведомства имеет для налоговиков первостепенное значение.
Многочисленная арбитражная практика подтверждает, что затраты компании на приобретение форменной одежды для своих работников (даже если она остается в собственности работодателя) могут быть учтены при расчете налога на прибыль.
Например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 26.07.06 № А55-31040/05-3 указано, что затраты на приобретение форменной одежды для охранников правомерно учтены в составе материальных расходов на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ. Аргумент - такие расходы произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, экономически обоснованы и документально подтверждены. Поэтому компания имеет право на их учет при расчете налога на прибыль (Аналогичные выводы имеются и в других постановлениях арбитражных судов (например, постановления ФАС Московского от 02.08.06 № КА-А40/6794-06, Уральского от 07.06.06 № А60-37670/05, Волго-Вятского от 13.01.05 № А43-1729/2004-32-152 округов).
Налоговый учет форменной одежды представляет для бухгалтера достаточно сложный участок с высокой степенью риска принятия ошибочных решений. Принятие решений в конкретной хозяйственной практике должно основываться на изучении фактов деятельности предприятия и мнения эксперта-консультанта.
Вопрос 5

Автор:
Скоромная Вероника Борисовна - Председатель КРОО «Ассоциация главных бухгалтеров»

Дочерней компанией (ООО) переданы полномочия единоличного исполнительного органа материнской компании (управляющая компания).
В чем заключается суть данных полномочий? Каким образом должны быть оформлены взаимоотношения с точки зрения права и учета (бухгалтерского и налогового)?

Лучший ответ:

В данном случае суть полномочий заключается в установлении полного контроля со стороны головной (материнской) организации над дочерней организацией. А именно управляющая компания исполняет функции единоличного исполнительного органа, участвует в хозяйственной деятельности и осуществляет руководство управляемым субъектом. В данном случае заключается договор (между ООО и управляющей компанией), где предметом договора является возмездное оказание услуг по управлению. В договоре обычно определяется порядок оказания услуг, детализируется их содержание, устанавливаются формы контроля и отчетности, срок действия договора, цена услуг или порядок ее определения, основания и пределы ответственности управляющей компании, порядок принятия дел управляющей компанией, а также сдачи дел после окончания действия договора.

При передаче полномочий прежде всего следует документально подтвердить, что организация при привлечении управляющей компании выполнила все формальные требования в части передачи полномочий единоличного исполнительного органа.

В ст. 42 Федерального закона от 08.021998 № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” установлено, что общество вправе передать по договору полномочия своего единоличного исполнительного органа управляющему, если такая возможность прямо предусмотрена уставом общества. Обязанность исходить из положений учредительных документов при определении полномочий органа юридического лица для приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей вытекает и из п. 1 ст. 53 ГК РФ.

Управляющая компания должна иметь право на осуществление предпринимательской деятельности по коду ОКВЭД 74.14.

Документы, необходимые организации, передающей функции по управлению, для выполнения названных требований, перечислены в таблице.

Таблица. Основания для передачи функций единоличного исполнительного органа компании.

Документы

Что зафиксировано в документе

Протокол общего собрания участников

Решение общего собрания участников о передаче функций единоличного исполнительного органа управляющей компании. Должна быть указана конкретная кандидатура управляющего.

Протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета

-<**>

Устав

Положения устава должны прямо предусматривать возможность передачи функций единоличного исполнительного органа управляющему.

Внутренние документы общества

Конкретизируют положения устава общества применительно к передаче полномочий управляющему. К таковым относятся положение о генеральном директоре, регламент общего собрания участников общества, положение о совете директоров, правила принятия локальных актов, в том числе единоличным исполнительным органом, положение о персонале общества, о порядке сбора, обработки и использования информации в обществе и др.

Договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ), который может называться договором об оказании услуг по управлению организацией или договором о передаче функций единоличного исполнительно органа

На основании такого договора управляемая организация передает, а управляющая компания (управляющий) принимает и осуществляет полномочия единоличного исполнительно органа управляемой организации, закрепленные действующим законодательством РФ, в порядке и на условиях, определенных договором. В договоре должно быть подробно отражено, какие услуги оказываются, какие предусматриваются формы контроля и отчетности управляющей компании, какова цена услуг и т.п.

От имени ООО подписывается председателем общего собрания участников, утвердившим кандидатуру управляющего и условия договора с ним, либо участником общества, уполномоченным решением общего собрания (ст. 42 ФЗ от 08.02.1998 №14-ФЗ)

<*> В отдельных случаях требуется предварительное уведомление Федеральной антимонопольной службы (пп. 8 п. 1 ст. 28 и пп. 8 п. 1 ст. 29 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ ”О защите конкуренции”).

<**> Законодательство не обязывает предварительно рассматривать на совете директоров общества с ограниченной ответственностью передачу функций единоличного исполнительного органа управляющей компании.

В ЕГРЮЛ должно быть зафиксировано, что организацией руководит управляющая компания. Для этого следует подать заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по форме N P14001 <1>. В этом заявлении необходимо заполнить лист В ”Сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности (управляющей компании)”.

------------------------------

<1> Форма N P14001 утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 (см. Приложение N 4).

В свою очередь, в выписке из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) управляющей организации (управляющего предпринимателя) должен быть указан код ОКВЭД 74.14 ”Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления” <2>. К этой подгруппе видов экономической деятельности относятся не только консультационные услуги, но и прочие услуги, связанные с управлением предприятием.

------------------------------

<2> ОКВЭД – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 029-2001, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.

Расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями можно списать в составе прочих расходов по налогу на прибыль на основании пп. 18 п. 1 ст. 264 НК РФ. Конечно, при соблюдении требований, перечисленных в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Налоговым кодексом не установлен перечень первичных документов, которые следует оформлять при совершении налогоплательщиком тех или иных хозяйственных операций, и не предусмотрены какие-либо специальные требования к их составлению (заполнению). Тем не менее расходы, осуществленные на территории России, должны быть подтверждены документами. Оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Примечание. В ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ перечислены обязательные реквизиты, которые должен содержать оправдательный документ. Если для документа предусмотрена унифицированная форма, он составляется по такой форме.

При решении вопроса о возможности учета тех или иных затрат в целях налогообложения прибыли необходимо исходить из того, подтверждают ли документы, имеющиеся у налогоплательщика, произведенные им расходы. Иными словами, условием для включения затрат в расходы по налогу на прибыль является возможность сделать на основании имеющихся документов однозначный вывод о том, что расходы фактически произведены. При этом должны учитываться представленные налогоплательщиком доказательства, подтверждающие факт и размер понесенных затрат, которые подлежат правовой оценке в совокупности.

Применительно к услугам управляющей компании доказать реальность сделки и обоснованность расходов на управление помогут, прежде всего, грамотно и своевременно составленные ежемесячные акты сдачи-приемки услуг и отчеты управляющей компании об оказании услуг.

1. Ежемесячные акты сдачи-приемки услуг по управлению

Акт сдачи-приемки услуг – один из документов, который подтверждает реальность расходов на оплату услуг по управлению. Детализировать содержание выполненных услуг в акте не обязательно. Акт сдачи-приемки услуг по управлению организацией – это первичный учетный документ, составленный в произвольной форме, требования к оформлению и содержанию которого изложены в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ. Соответственно, при наличии в документе всех обязательных реквизитов и корректном их заполнении такой акт считается оформленным надлежащим образом.

Примечание. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике организации. При этом налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (Письмо Минфина России от 12.11.2007 N 03-03-06/1/800).

Итак, ежемесячный акт сдачи-приемки услуг по управлению организацией должен содержать лишь отсылку к договору, указание на надлежащие исполнение таких услуг, определенных договором с управляющей компанией, месяц исполнения услуг и сумму, которую следует уплатить исполнителю услуг <3>.

------------------------------

<3> Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 12.11.2007 N 03-03-06/1/800.

Вместе с тем одного акта явно недостаточно для доказательства реальности оказания услуг по управлению организацией.

2. Ежемесячные отчеты управляющей компании

Списать расходы на управляющую компанию на основании ежемесячного акта сдачи-приемки (без описания и объема конкретной работы управляющей компании) можно, но только при наличии других документов, содержащих подробное описание содержания и объем услуг. Это подтверждает и арбитражная практика <4>.

------------------------------

<4> См.: Постановления ФАС Северо-Западного округа от 26.12.2006 N А13-5759/2005-05, Западно-Сибирского округа от 05.07.2006 N Ф04-4281/2006(24270-А27-26) и от 05.07.2007 N Ф04-4519/2007(36009-А67-26).

Таким документом может быть ежемесячный отчет управляющей компании, содержащий подробную информацию о видах и объемах оказанных услуг по управлению, трудозатратах исполнителя и пр.

Примечание. Расходы подтвердит документ, содержащий подробное описание услуг и их детализацию. При отсутствии такой информации в акте сдачи-приема работ подобным документом будет являться отчет управляющей компании.

Отметим, что необходимость в составлении отчетов действующим законодательством не предусмотрена. В тоже время сама управляемая организация всегда заинтересована в том, чтобы иметь полное представление о действиях, совершаемых управляющей компанией. Таким образом, предъявление управляющей компанией отчетов или иных документов желательно предусмотреть в договоре, тогда составление подобных документов будет для управляющей компании обязательным (пп. 1 п. 1 ст. 8 и п. 1 ст. 425 ГК РФ).

Игнорирование названной обязанности – не только нарушение управляющей компанией условий договора и несоблюдение порядка принятия оказанных услуг. Отсутствие отчетов о фактически оказанных услугах, а соответственно, и детального описания выполненных работ и услуг может привести к возникновению разногласий между управляемой организацией и налоговым органом, поскольку управляемой организации будут предъявлены претензии об отсутствии документального подтверждения расходов.

Наличие ежемесячного отчета управляющей компании позволит убедить налогового инспектора в реальности оказания услуг и экономической целесообразности понесенных затрат.

3. Внутренние документы

Поскольку процесс управления компанией является ежедневным и непрерывным, в ежемесячном отчете не всегда возможно указать, какая конкретно работа была проделана. Кроме того, перечень действий по управлению не является формальным или закрытым, Поэтому для подтверждения факта реальности оказания услуг главную роль играют не ежемесячный акт и отчет, а наличие оперативной документации по хозяйственной деятельности, оформленной специалистами управляющей компании в ходе исполнения обязанностей по договору на управление. Это могут быть внутренние документы (приказы, распоряжения), изданные управляющей компанией и направленные в организацию для исполнения, договоры, заключенные от имени управляющей компании, перечень договорной документации, прошедшей согласование в управляющей компании, реестр командировок специалистов управляющей компании, подписанная бухгалтерская и налоговая отчетность, переписка с государственными органами и т. д.

Кроме того, для обеспечения контроля в договоре можно установить обязанность управляющей компании представлять совету директоров различную отчетную информацию об управляемой организации – сведения о затратах на производство и реализацию, отчет о фактическом движении потоков денежной наличности, бизнес-план управляемой организации, управленческую отчетность и др.

Примечание. Обязать управляющую компанию представлять подобную информацию можно как на периодической основе, так и по требованию.

4. Подтверждение обоснованности расходов

Экономическая оправданность расходов на услуги по управлению – предмет постоянных налоговых споров. Поэтому принятию решения о привлечении управляющей компании должен предшествовать экономический анализ эффективности такого решения как с точки зрения затратности данного проекта, так и с точки зрения четкого разграничения обязанностей и ответственности сторон.

Примечание. Стоимость услуг управляющей компании достаточна высока, и ее надо обосновать объемом и содержанием оказываемых услуг.

5. Детализация полномочий управляющей компании

Предметом договора является возмездное оказание услуг по управлению. В договоре обычно определяется порядок оказания услуг, детализируется их содержание, устанавливаются формы контроля и отчетности, срок действия договора, цена услуг или порядок ее определения, основания и пределы ответственности управляющей компании, порядок принятия дел управляющей компанией, а также сдачи дел после окончания действия договора.

Передать управляющей компании можно только весь объем полномочий единоличного исполнительного органа, но не часть, дело в том, что эти полномочия определяются законом. Ограничить их можно только уставом, да и то за счет соответствующего расширения компетенции правления или совета директоров. Следовательно, управляющей компании должны передаваться все полномочия генерального директора. В их число включаются вопросы руководства текущей деятельностью управляемой организации, в том числе и организация бухгалтерского учета.

В то же время при одинаковом объеме полномочий содержание услуг управляющей компании и порядок (условия) их оказания могут быть различными. В частности, часть своих полномочий управляющая компания может передать другим организациям. Поэтому при заключении договора следует установить запрет на дальнейшую передачу полномочий. Тогда управляющая компания будет ограничена в свободе выбора и должна действовать в соответствии с договором.

Примечание. При отсутствии в договоре положений, запрещающих дальнейшую передачу полномочий, управляющая компания может осуществлять собственными силами, например, функцию ведения бухгалтерского учета, а может передать ее сторонней организации.

Конкретные функции по исполнению договора осуществляет лицо, имеющее право действовать от имени управляющей компании. Таким лицом, как правило, является ее генеральный директор. От имени управляющей компании могут действовать и несколько лиц. Иногда они прямо указываются в договоре. В этом случае между ними должны быть распределены административно-распорядительные и представительские функции. Полномочия этих лиц подтверждает доверенность, выданная генеральным директором управляющей компании.

В договоре с управляющей компанией можно закрепить определенные показатели деятельности управляемой организации, которых управляющая компания должна придерживаться (например, определенный уровень рентабельности, соответствующий объем себестоимости и т. д.). Управляющая компания сама принимает решение о величине финансовых показателей управляемой организации.

Нормы пп. 18 п. 1 ст. 264 НК РФ не предусматривают ограничений по размеру расходов на приобретение услуг по управлению, учитываемых в налоговой базе. Однако с учетом объема передаваемых управляющей компании полномочий целесообразно максимально детализировать предмет договора и обеспечивать соразмерность стоимости оказанных услуг их объему, качеству и трудозатратам. Механизм определения стоимости услуг управляющей компании настоятельно рекомендуем зафиксировать в приложении к договору.

Примечание. Обосновать необходимость привлечения управляющей компании можно еще и тем, что ее персонал обладает высокой репутацией и возможностями решения вопросов, которые недоступны собственным работникам.

Для минимизации налоговых рисков организации следует подготовить письменное экономическое обоснование передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей компании и стоимости ее услуг, которое могло бы быть предъявлено налоговому органу при проведении налоговой проверки.

6. Исключение дублирования функций управляющей компании

Одним из необходимых условий для признания затрат на привлечение сторонней организации в качестве управляющего органа является отсутствие дублирования функций штатного персонала фирмы и управляющей компании. Во избежание налоговых споров при принятии решения о заключении договора с управляющей компанией целесообразно исключить из штатного расписания должности руководителя организации, исполнительного, коммерческого директора и т. п.

Примечание. Управляемой организации необходимо четко разграничить должностные обязанности собственного штатного персонала и обязанности управляющей компании по договору для того, чтобы они не содержали даже намека на дублирование.

Тем не менее наличие в штате управляемой организации руководящих должностей не считается нарушением, если сравнительная характеристика содержания договора на управление, приложений к нему, штатного расписания и должностных инструкций сотрудников управляемой организации свидетельствует о том, что функции последних отличаются от функций, осуществляемых специалистами управляющей компании. В любом случае налогоплательщик должен быть готов доказать, что заказываемые им услуги не выполняются собственными работниками.

7.Неэффективность работы управляющей компании

Экономическая оправданность подразумевает, что затраты должны окупаться, а потребленные услуги приводить к повышению прибыли. Поэтому серьезной налоговой проблемой может стать ухудшение финансовых показателей управляемой организации с момента заключения договора на управление.

Что касается показателей положительного экономического эффекта от услуг управляющей компании, то официально установленного и общепризнанного их перечня не существует. Тем не менее можно заключить, что важнейшим из таких показателей является увеличение прибыли. Данный вывод основан на том, что в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Также следует обращать внимание на соразмерность затрат полученным финансовым результатам <5>.

------------------------------

<5> См.: Постановление ФАС Поволжского округа от 17.05.2007 N А65-39224/2005-СА1-37

Экономическая оправданность не равнозначна экономической эффективности, поскольку последняя отражает степень умелости ведения деятельности и является качественным показателем. А налогообложение строится на количественных показателях, отраженных в бухгалтерском и налоговом учете.

Примечание. Зачастую оценку эффективности или неэффективности работы управляющей компании можно сделать лишь при полном анализе хозяйственной деятельности управляемой фирмы.

8. Выводы

Чтобы избежать споров с налоговым органом, организация должна быть готова обосновать расходы на услуги управляющей компании.

Во-первых, особое внимание следует уделить оформлению документов, причем уже на стадии принятия решения о передаче полномочий по управлению (если организация является обществом с ограниченной ответственностью, уставом должна быть предусмотрена возможность такой передачи). В договоре на управление должно быть подробно прописано, какие услуги оказываются исполнителем, порядок определения вознаграждения в зависимости от объема оказанных услуг, формы и методы контроля над проделанной работой.

Документами, подтверждающими расходы, служат акты сдачи-приемки работ, а также отчеты управляющей компании, детализирующие эти работы и позволяющие рассчитать их стоимость. Отчет формируется в том числе на основании документов, оформленных специалистами управляющей компании в ходе выполнения своих обязанностей.

Во-вторых, расходы должны быть экономически оправданны: необходимо исключить дублирование функций штатных сотрудников и управляющей компании. И конечно, результаты деятельности управляющей компании должны убедительно демонстрировать эффективность ее работы. В первую очередь это отражается на улучшении финансовых показателей управляемой организации.

Вопрос 6

Автор:
ЛАПИН Феликс Феликсович - Глава администрации городского округа «Город Калининград»

Отражение в бюджетном учете материальных запасов, оставшихся в распоряжении учреждения в результате проведения ремонтных работ по основным средствам.

Лучший ответ:
К материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ, и готовая продукция.
Материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации), в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету от 10.02.2006 N 25н.
В фактическую стоимость материальных запасов входят те же самые элементы, что и в первоначальную стоимость основных средств, за исключением регистрационных сборов, так как регистрации подлежит только движимое и недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
При учете материальных запасов разница понятий фактической стоимости для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения существенной роли не играет. Тем не менее необходимо владеть этой информацией.
Материальные запасы, приобретенные за счет бюджетных и целевых средств и внебюджетных средств, не облагаемых НДС, принимаются к учету вместе с НДС. А материальные запасы, приобретенные за счет внебюджетных средств, облагаемых НДС, принимаются к учету без НДС. Сумма НДС в таком случае относится в дебет счета 2 21001 560 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам и услугам".
Материальные запасы, оставшиеся в распоряжении учреждения в результате проведения ремонтных работ по основным средствам, считаются выявленными, в результате проведения инвентаризации, излишками по основным средствам. 
Оприходование излишков объектов основных средств «Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н» не рассматривает. Однако согласно Письму Минфина России от 15.06.2007 N 03-03-05/161 при выявлении излишков операции отражаются в бюджетном учете следующим образом:
Содержание операцииДебетКредит
Приняты к учету излишки основных средств1 101 xx 3101 401 01 180
Произведена оплата организации-оценщику1 302 09 8301 304 05 226
Начислена кредиторская задолженность за 
услуги по оценке
1 401 01 2261 302 09 730
Расходы по услуге оценщика отнесены на 
уменьшение доходов
1 401 01 1801 401 01 226
Начислен налог на прибыль1 401 01 1801 303 03 730
Перечислен налог на прибыль1 303 03 8301 304 05 290
Таким образом, по рекомендациям вышеуказанного Письма первоначальная стоимость основных средств, выявленных в результате инвентаризации, определяется как их рыночная стоимость. Для целей бюджетного учета под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи активов на дату принятия их к бухгалтерскому учету.
Кроме того, излишки должны учитываться по коду вида деятельности 1 - бюджетная деятельность, а налог на прибыль должен перечисляться с лицевого бюджетного счета. Такая постановка вопроса предполагает, что в смете доходов и расходов по бюджетной деятельности предусмотрены средства на уплату налога и на содержание основного средства.
Вопрос № 6Индивидуальный номер участника № 141Стр. № 2

Оприходование излишков материалов 

п/п
Содержание операцииПроводка
ДебетКредит
1Составлен акт 
инвентаризации, согласно 
сличительной ведомости 
приходуются излишки
0 10501 340 
0 10502 340 
0 10503 340 
0 10504 340 
0 10505 340 
0 10506 340 
0 10507 340
0 40101 180

Примечание. Инструкция N 25н не содержит запрета начисления амортизации на объекты основных средств, выявленных в ходе инвентаризации. Таким образом, в бюджетном учете амортизация начисляется исходя из рыночной стоимости основного средства, по которой оно принимается к учету (п. п. 20, 38 Инструкции N 25н).

Вопрос определения первоначальной стоимости основных средств, выявленных в результате инвентаризации, с целью начисления амортизации в налоговом учете для бюджетных учреждений неактуален по той причине, что в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации имущество бюджетных учреждений, за исключением имущества, приобретенного и используемого в рамках приносящей доход деятельности. Ведь если следовать рекомендациям Письма Минфина России N 03-03-05/161, то приходовать основные средства нужно по коду вида деятельности 1 - бюджетная деятельность.
Если же основное средство по причине его использования исключительно для оказания платных услуг приходуется учреждением по коду вида деятельности 2 - приносящая доход деятельность, то следует иметь в виду мнение Минфина о том, что на такие основные средства нельзя начислять амортизацию. Об этом говорится в Письме Минфина России от 15.02.2008 N 03-03-06/1/98. Так, в разъяснениях Письма, данных коммерческой организации, указано, что порядок определения первоначальной стоимости основных средств, выявленных при проведении инвентаризации, а также возможность амортизации таких основных средств Налоговым кодексом не установлены. Отсюда - налогоплательщик не вправе амортизировать в налоговом учете основные средства, выявленные в результате инвентаризации.
Согласно п. 57 Инструкции N 25н оприходование излишков материальных ценностей, выявленных при инвентаризации, отражается по рыночной стоимости проводкой:
Дебет счета 1 (2) 105 xx 340 (увеличение стоимости соответствующих материальных запасов)
Кредит счета 1 (2) 401 01 180 "Прочие доходы".
Примечание. Пользуясь рекомендациями Письма Минфина России N 03-03-05/161, налоговые органы вполне обоснованно могут потребовать уплаты налога на прибыль в результате выявления не только излишков основных средств, но и материальных запасов, даже в случае если внебюджетной деятельности учреждение не ведет и использует материалы исключительно в уставной (бюджетной) деятельности.
Поэтому во избежание трений с налоговыми органами лучше начислить налог на прибыль, определив сумму прибыли как рыночную стоимость материальных запасов, в случае если материалы предполагается использовать в бюджетной деятельности.
Если материальные запасы будут использованы в коммерческой деятельности, то в налоговом учете стоимость излишков включается в облагаемый доход учреждения, то есть рыночную стоимость излишков материальных запасов нужно учесть как внереализационный доход (п. 20 ст. 250 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, определяется как сумма налога, исчисленная с дохода. То есть в налоговом учете стоимость материальных запасов при их списании определяется как произведение ставки налога на прибыль и ранее учтенного внереализационного дохода. Такая позиция выражена и в Письме Минфина России N 03-03-05/161.
.
Вопрос 7
Автор:
Никонова Наталья Петровна – генеральный директор аудиторской фирмы "Эксперт-Аудит"

25 января 2009 г. организация получила заем в рублях на 2 месяца в сумме, эквивалентной 2000 евро, по курсу на дату ее перечисления. В соответствии с условиями договора за пользование заемными средствами организация должна выплатить проценты по ставке 25 % годовых. Срок возврата займа – 24 марта 2009 г.
Оплата процентов производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме процентов, начисленных в евро, на дату уплаты процентов. Проценты уплачиваются одновременно с возвратом суммы займа (24 марта 2009 г.).
Предположим, что курс евро по отношению к рублю по состоянию на 25 января 2009 г. составляет 42,3986 руб./евро; по состоянию на 24 марта 2009 г. – 45,2001 руб./евро.
Необходимо ответить на следующие вопросы:
В каком порядке организации-заемщику и организации-заимодавцу следует отразить указанную ситуацию в бухгалтерском учете?
Возникают ли курсовые разницы по данной операции в бухгалтерском учете и суммовые разницы в налоговом учете организации-заемщика и организации-заимодавца и, если возникают, то в каком порядке их следует принимать к учету?
Порядок отражения в налоговом учете рассмотреть для различных систем налогообложении, применяемых организацией-заемщиком и организацией-заимодавцем:
1) Общий режим налогообложения (с уплатой налога на прибыль);
2) Упрощенная система налогообложения;
3) Система налогообложения, предусматривающая уплату ЕНВД.

Лучший ответ:
Вопрос 8

Автор:
Усенкова Галина Сергеевна Генеральный директор ЗАО «Аудит-Сервис»

Организация (далее – Технический заказчик, Исполнитель по договору), имеющая лицензию на право осуществления функций заказчика-застройщика по организации строительства, принимает на основании договора функции технического заказчика строительства от организации (далее – Заказчик по договору), владеющего участком земли на праве аренды и имеющего разрешение на строительство. Исполнитель принимает на себя в числе прочих обязанности заключить договор генерального подряда, сдать результат работы заказчику для регистрации прав собственности. Участок передается ему по акту. Окончательная стоимость возведения объекта возмещается ему по завершении строительства.
Приведите схему бухгалтерских записей по отражению в учете Технического заказчика основных хозяйственных операций, связанных со строительством объекта в рамках указанного договора.

Лучший ответ:

Вопрос 9
 
Автор:
Шестакова Галина Сергеевна - генеральный директор аудиторской фирмы «СЕБИКО-АУДИТ»

Предприятие приобрело за 28 000 руб. компьютер, бывший в эксплуатации у предыдущего собственника. Учетной политикой предприятия для целей налогообложения предусмотрена возможность корректировки срока полезного использования основного средства на срок эксплуатации данного основного средства у предыдущего собственника. В ходе корректировки срок полезного использования получился менее одного года.
Вопрос: Вправе ли бухгалтерия предприятия произвести единовременное списание на расходы стоимости данного объекта как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Лучший ответ:

Вопрос 10

Автор:
Николаева Вера Александровна - заместитель управляющего Отделением Пенсионного Фонда России по Калининградской области

Ответственность страхователей, предусмотренная Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.

Лучший ответ:



Проекты